Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки


Уникальный оперный фестиваль «Приглушенные голоса» открылся в Доме музыки. В его программу вошли оперы, большинство из которых никогда не звучали ранее. Все они принадлежат авторству композиторов-женщин, которые в силу гендерного перекоса в сфере композиторской практики оказались в незаслуженной тени. Благодаря организаторам фестиваля их «приглушенные голоса» зазвучали громко и ярко.

Фестиваль посвящен русскому композитору Татьяне Чудовой, выдающемуся музыканту, педагогу, профессору Московской консерватории, воспитавшей плеяду талантливых композиторов и оставившей обширное творческое наследие, в том числе оперы. Две из них были исполнены на открытии фестиваля.

Театральный зал Дома музыки был заполнен до отказа. И это лишний раз подтверждает: интерес к современной академической музыке существует, а это значит, что творчество современных композиторов востребовано. В зале было много профессиональных музыкантов, которых ждали настоящие открытия. Две оперы Татьяны Чудовой - «Сон Татьяны», мини-моно-опера по А.С.Пушкину, и «Русские женщины», композиция, посвященная подвигу жен декабристов, прозвучали на театральной сцене впервые.

Татьяна Чудова истинно русский композитор. Ученица Тихона Хренникова, она через несколько преподавательских «рукопожатий» приняла эстафету от великого Н.А.Римского-Корсакова. Татьяна Алексеевна была единственным профессором-женщиной, преподававшей композицию в Московской консерватории. И этот факт вполне очевидно иллюстрирует статус женской доли в профессиональной композиторской среде.

Один юный музыкант женского пола (забавно, что в русском языке даже не существует общепринятого феминитива для слов «музыкант» или «композитор» в отличие от «поэта», «художника» или «писателя»), занимающийся композицией, задал мне вопрос: почему среди немалого числа композиторов известны только три женщины: Губайдулина, Уствольская и Пахмутова? Именно на этот вопрос отвечает фестиваль «Приглушенные голоса»: нет, их не три. Их гораздо больше, они талантливы, оригинальны, изобретательны, их музыка заслуживает внимания, публичного исполнения и признания.


Прекрасные исполнители приняли участие в спектаклях, поставленных режиссером Елизаветой Корнеевой, которая, кстати, в свое время стала лауреатом специальной премии «Московского комсомольца» на конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера». Меццо-сопрано Александра Ковалевич создала трепетный многогранный образ Татьяны Лариной в крошечной мини-опере «Сон Татьяны». Хореографическое обрамление Виктории Михайлец придало композиции завершенность и театральность. В «Русских женщинах» блистательно работали контральто Ольга Надеждина и сопрано Юлия Петрачук, которая является также одним из инициаторов и организаторов этого необыкновенного фестиваля.


И если творчество Татьяны Чудовой все-таки более или менее знакомо любителям современной музыки, то музыка, прозвучавшая во втором отделении, оказалась совершеннейшим открытием даже для профессионалов. Этим открытием стала американская композитор Эми Мерси Бич и ее опера «Кабильдо», написанная в 30-е годы ХХ века.

Камерная одноактная опера посвящена важной странице в истории Америки, относящейся к битве за Новый Орлеан в 1814 году, которая вряд ли что-то значит для российского зрителя. Впрочем, надо признаться, что и для Эми Бич историческая тема не более чем костюмный контекст. История в опере абсолютно лирическая: в центре сюжета — легендарный пират Пьер Лафит, который при таинственных обстоятельствах выходит из страшнейшей тюрьмы под названием «Кабильдо». По версии Эми Бич, пирата выпустил призрак его прекрасной возлюбленной, которая и после смерти продолжает любить красавца флибустьера. По форме спектакль представляет собой нечто среднее между мюзиклом и оперой, что неудивительно — на Бродвее в это время уже идут выдающиеся хиты Хаммерштайна и Гершвина. Однако Эми Бич находит разнообразные краски именно академического оперного стиля: с великолепной вокальной кантиленой, сквозным развитием, красивейшими гармониями и изящным инструментальным решением. Роль оркестра играет фортепианное трио: рояль (Карина Погосбекова), скрипка (Василиса Хаддад) и виолончель (Галина Мальян), — которого вполне хватает на создание выразительных фактурных эффектов.


Карину Погосбекову надо выделить особо — она не только исполняет партию фортепиано во всех трех спектаклях, но и выступает в роли музыкального руководителя всего фестиваля.

Вокальный состав «Кабильдо» — ансамбль высочайшего класса. Станислав Ли (Пьер), Ольга Селиверстова (Валери), Полина Шароварова (Мери), Илья Хардиков (Том), Давид Саникидзе (Доменик). Замечательно существует в стилистике оперы-мюзикла Денис Седов, который виртуозно переходит от разговорной речи к вокализации. Нельзя не отметить и отличный английский всех исполнителей: опера, как положено, звучит на языке оригинала.

Фестиваль продлится несколько месяцев, спектакли будут проходить в разных городах России. За это время зрители смогут услышать и увидеть еще семь интереснейших опер, написанных женщинами-композиторами в разные времена, в разных странах и разных стилях. И хочется верить, что фестивальными показами эти сочинения не ограничатся.

Музыкальный критик ЕКАТЕРИНА КРЕТОВА

Московский Комсомолец

Москва, 8 февраля, 2024г.