Фестиваль "Приглушённые голоса"

Сезон 2023-2024

Татьяна Чудова

ФОН МЕКК-ЧАЙКОВСКИЙ

Опера в письмах

Театральная премьера

Вторник

16 июля в 19:00

Эрмитажный театр, Санкт-Петербург

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ >

Не пропусти наши спектакли и скидки только для наших подписчиков!

Татьяна Чудова, «Фон Мекк-Чайковский»

Чудова - композитор, педагог, профессор Кафедры сочинения композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, лауреат Премии Ленинского комсомола СССР (1984), автор более 500 сочинений.

В 2024 году Татьяне Алексеевне исполнилось бы 80 лет. Фестиваль "Приглушённые голоса" посвятил свой первый сезон памяти этого выдающегося композитора и культурного деятеля!

"Фон Мекк-Чайковский" - опера в письмах (2015)

50-минутная одноактная эпистолярная опера по письмам композитора Петра Ильича Чайковского и известной меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк для 4 солистов и симфонического оркестра.

Опера раскрывает личности героев не только через письма друг к другу, но и рассказывает о том, что композитор и меценатка действительно думали в моменты переписок, о чем мы узнаём из их дневников.

Таким образом у каждого персонажа появляется два голоса - внутренний и внешний. Композитор Татьяна Чудова решила это посредством двух исполнителей на каждого героя: Письма Фон Мекк исполняет сопрано, а её внутренний голос - меццо-сопрано. А Чайковского исполняют тенор и бас.


  Начало переписки

В 1876 году Надежда фон Мекк, богатая вдова и меценатка, впервые обратилась к Чайковскому, выразив своё восхищение его музыкой и предложив финансовую поддержку, чтобы он мог полностью посвятить себя творчеству. Чайковский, который в то время находился в сложном финансовом положении, принял её предложение с благодарностью.

  Развитие дружбы

Переписка быстро переросла в интенсивный обмен письмами, где они делились своими мыслями, чувствами и идеями. В письмах обсуждались не только музыкальные темы, но и личные переживания, философские размышления и повседневная жизнь. 

  Особенности переписки

Несмотря на многолетнюю переписку, Чайковский и фон Мекк никогда не встречались лично, следуя обоюдному соглашению. Их отношения оставались исключительно эпистолярными, что придавало их переписке особую интимность и уникальность. 

  Конец переписки

Со временем Чайковскому стало трудно продолжать писать откровенные письма, и фон Мекк решила освободить его и её от этого морального бремени, полагая, что он воспримет это с облегчением. В 1890 году, спустя 14 лет после начала переписки, фон Мекк прекратила финансовую поддержку и общение с Чайковским, сославшись на ухудшение своего финансового положения и здоровья. Однако этот разрыв был тяжелым ударом для Чайковского, который воспринял это как предательство и не писал ей в течение трёх лет. По свидетельству брата Петра Ильича, на смертном одре Чайковский в гневе кричал "проклятая".

Переписка между Чайковским и фон Мекк представляет собой уникальный документ эпохи, раскрывающий внутренний мир великого композитора и меценатки. Она дает глубокое понимание их личности, взаимоотношений и влияния на творчество Чайковского. Фон Мекк сыграла ключевую роль в жизни композитора, освободив его от материальных забот и позволив посвятить себя искусству.  

Opera about Tchaikovsky was performed by Muffled Voices Festival

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Московская Консерватория была создана как учебное заведение в 1866 году и в 2016 году готовилась к 150-ти летнему юбилею. За год до события композиторский факультет объявил, что желающие студенты и профессора-композиторы могут отметить юбилей написанием музыкальных произведений, связанных с именем П.И. Чайковского. И у автора, Татьяны Чудовой, появилась идея написать оперу в письмах по переписке между Надеждой Филаретовной фон Мекк и Петром Ильичом Чайковским.

Эта уникальная переписка между большим другом и спонсором Чайковского и самим композитором, заняла более 12 лет, были написаны более 800 писем друг другу. В либретто оперы использованы первое и последнее письмо, а также самые лучшие, лирические страницы из других писем.

Прочитав всю переписку, автор оперы поняла, что Чайковский и фон Мекк – два очень глубоких, драматических, порой трагических персонажа со сложной личной судьбой, которые думают одно, а пишут другое. Поэтому, создавая либретто, Чудова сделала два Чайковских и две фон Мекк, сопрано – 1-я фон Мекк и 1-й Чайковский – тенор – это живые персонажи, а меццо-сопрано–2-я Фон Мекк и баритон – 2-й Чайковский – это их внутренние голоса, откровенные мысли, чувства, поступки, которые они скрывали. Конфликт между внешними и внутренними состояниями героев оперы и есть суть драматургии оперы.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

В 1876 году 45-летняя Надежда Филаретовна фон Мекк осталась вдовой с огромным капиталом, акциями, земельными угодьями, домами в России и Франции. К тому моменту 36-летний Петр Ильич Чайковский был профессором Московской консерватории, автором двух опер, балета и трех симфоний. В конце 1876 г. он получил письмо от незнакомки. Дама извещала композитора о том, что намерена ежегодно посылать ему по 6 тысяч рублей – чтобы он не отвлекался на побочные заработки и мог спокойно творить. Эта поддержка продолжалась в течение 13 лет, пока Н. Ф. фон Мекк не разорилась.

«Боже мой! До чего эта женщина добра, щедра и деликатна. В то же время и умна удивительно, потому что она, оказывая мне такие неизмеримые услуги, делает это так, что я ни на минуту не сомневаюсь в том, что она делает это с радостью», писал Чайковский брату.

Некоторые называют эти письма автобиографией, и действительно, рассказывая друг другу свои судьбы, корреспонденты открылись и перед нами.

Авторы

Татьяна Чудова

Татьяна Алексеевна Чудова (16 июня 1944, Москва – 24 ноября 2021, Москва) – композитор, Лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской консерватории.

Родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского (класс проф. Ю.А.Шапорина и проф. Т.Н.Хренникова,1968, там же аспирантуру, 1970).

Т.Чудова активно работала практически во всех жанрах, много лет посвятила изучению традиций русского фольклора. Автор трех балетов, нескольких опер, в т.ч. оперы «На деревню дедушке» по Чехову, вокальной повести «Аэлита», монооперы «Голова профессора Доуэля», одноактной оперы в письмах «фон Мекк – Чайковский», пяти симфоний, композиций для хора (в т.ч. хоровой симфонии «Бородино» на стихи М.Лермонтова), инструментальных концертов, сочинений для оркестра народных инструментов, вокальных и камерно-инструментальных опусов.

Сочинения композитора постоянно звучали как в России, так и за рубежом.

В позднюю пору своей творческой деятельности Т. Чудова успешно работала в оперном жанре, осваивая новые литературные источники. Все ее премьеры звучали на ежегодном международном фестивале современной музыки «Московская осень». В 2018 г. композитор представила премьеру оперной трилогии по произведениям А. Грибоедова, И. Фонвизина и Н. Карамзина: «Чацкий. Откровение недоросля. Бедная Лиза». В 2019 г. композитор познакомила с новой премьерой трилогии моно-мини-опер по басням И.А.Крылова: «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». А в 2021 г. с еще одним моно-мини оперным циклом.

Читать интервью с композитором >

Татьяна Чудова

Композитор и либреттист

Елизавта Корнеева примет участие в международном фестивале современной оперы
Елизавта Корнеева примет участие в международном фестивале современной оперы

Елизавета Корнеева

Режиссёр постановщик

Елизавета работает с Красноярским государственным театром оперы и балета; Башкирский государственный театр оперы и балета; Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского; Московская независимая театральная труппа «Монтекки vs Опера»; Московский международный Дом музыки; Московский музыкальный театр «Геликон-опера»; Московский Академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (в рамках Фестиваля); Государственный академический Большой театр России (в рамках Фестиваля); Государственный театр Ганновера (Германия), Большой театр Женевы (Швейцария).


Номинант премии фестиваля «Золотая Маска» 2022, номинант премии «Онегин», победитель трёх Всероссийских конкурсов поддержки молодых режиссёров, проводимых Фондом культуры РФ. Победитель IV Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера», проводимого Дмитрием Бертманом. Участник творческой лаборатории молодых режиссерских проектов под руководством Александра Петрова.

В 2021 году Елизавета сотрудничала с Государственным театром Ганновера (Германия) и Большим театром Женевы (Швейцария).


Работает с независимой театральной компанией Montecchi vs Opera.

Режиссер-постановщик Фестиваля русской оперы в Тальцах (Иркутск).

Работает над постановками в Башкирском государственном театре оперы и балета, театре "Геликон-Опера" и Мариинском театре.

Елизавета Корнеева

Режиссёр-постановщик

ЕКАТЕРИНА АГЕНИЙ дебютировала на фестивале камерной оперы Приглушённые голоса
ЕКАТЕРИНА АГЕНИЙ дебютировала на фестивале камерной оперы Приглушённые голоса

Екатерина Агений

Художник-постановщик

Екатерина Агений родилась в Москве. В 2018 году окончила Российский институт театрального искусства – ГИТИС (факультет сценографии, мастерская Станислава Морозова и Анатолия Ледуховского). Участница выставок «Клин», «Студенческая весна», «Итоги сезона», «Твой шанс» и др., спектаклей «Призраки Шекспира» и «Я люблю» в Театре художников под руководством Анатолия Ледуховского.

Сотрудничает с драматическими и оперными театрами, в том числе с Башкирским государственным театром оперы и балета, где в 2018 году была художником-постановщиком оперы Йозефа Гайдна «Лунный мир» (спектакль вошел в лонг-лист премии «Золотая маска», в программы фестиваля «Видеть музыку» и IV Международного фестиваля камерной оперы). В 2021-м в том же театре выступила художником-постановщиком оперы Владимира Мартынова Vita Nuova («Новая жизнь») – спектакль получил шесть номинаций на премию «Золотая маска», включая номинацию «Лучшая работа художника». В Красноярском государственном театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского была художником-постановщиком оперы Винченцо Беллини «Капулети и Монтекки» (2022; спектакль вошел в лонг-лист премии «Золотая маска»), а также опер «Риголетто» (2020), «Паяцы» (2021) и др. Среди недавних работ – «Любовный напиток» (2023) в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета (Урал Опера Балет).

В 2023 году стала художником по декорациям новой постановки оперы «Демон» в Мариинском театре.

Екатерина Агений

Художник-постановщик

Yulia Petrachuk, art director and president at Lyrica Classic Entertainment and Muffled Voices Festival
Yulia Petrachuk, art director and president at Lyrica Classic Entertainment and Muffled Voices Festival

Юлия Петрачук

Президент некоммерческой музыкальной организации "Лирика Классик", основатель фестиваля современной академической музыки "Распространяя новую музыку по миру" и фестиваля современной оперы композиторов-женщин "Приглушённые голоса", оперное сопрано и продюсер музыкальных международных проектов.

Известная своим динамичным присутствием в мире классической музыки, русско-американское оперное сопрано Юлия Петрачук является продюсером и творческой силой Лирики Классик, а также художественным руководителем и продюсером фестиваля современной классической музыки "Распространяем новую музыку по миру" и инновационного фестиваля "Приглушенные голоса", последний из которых посвящён творчеству женщин-композиторов.

Окончив с красным дипломом вокальный факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Бернский университет искусств в Швейцарии, Юлия дебютировала на сцене Бернского государственного театра в 2010 году в партии принцессы в опере "Любовь к трём апельсинам" Сергея Прокофьева.

Её художественный путь привел её к выступлениям на престижных площадках по всему миру, включая Театры Биль и Берн в Швейцарии, Фестиваль оперы Ash Lawn, театр Dicapo Opera и Карнеги-холл в Нью-Йорке, Опера Камерата в Вашингтоне, зал Сметаны в Праге, Музикферайн и Венский концертный зал в Вене, и многие другие.


Репертуар Юлии Петрачук, как лирического сопрано, выходит за рамки традиционного, проникая в современную оперу и вокальную музыку 20-го и 21-го веков. В её репертуар входят мировые и континентальные премьеры. Значимые выступления включают главную партию в моно-опере Виталия Губаренко "Письма любви" и сопрано-соло в "Реквиеме по павшим" Эммануэля Дюбуа в Карнеги-холле (Нью-Йорк 2019), титульную роль в моно-оперной адаптации "Электры" Штрауса в Австрии и Германии (2021), партию Волконской в камерной опере Татьяны Чудовой "Русские женщины" в Международном Доме музыки (Москва 2024) и роль Миссис Зегнер в российской премьере оперы Мисси Маццоли "Доказывая" в театре Геликон-опера (Москва 2024).


Благодаря желанию помочь малоизвестной музыки найти признание, Петрачук основала некоммерческую организацию Lyrica Classic (Лирика Классик), которая получила международное признание за свои выдающиеся музыкальные презентации. Компания внесла значительный вклад в искусство, представляя новые и неоткрытые произведения на известных площадках, таких как Карнеги-холл, Музыкальный центр Кауфмана, Зал Страсмор, Конгресс-холл в Граце, Московский католический собор и Международный Дом музыки.


Под руководством Юлии фестивали "Распространяя новую музыку по миру" и "Приглушённые голоса" получили международное признание, будучи номинированными на звание "Лучший проект года" Международной и Европейской ассоциацией в 2023 и 2024 гг.

Юлия Петрачук

Главный продюсер

Состав

Yulia Petrachuk performs Rachmaninoff's The Bells at the Moscow House of Music

Юлия Петрачук

Сопрано

Юлия Петрачук является автором и продюсером фестивалей "Приглушённые голоса" и "Распространяя новую музыку по миру", а также арт-директором Лирики Классик.

Окончив вокальный факультет в Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Бернскую оперную студию в Швейцарии, Юлия дебютировала на сцене Бернского государственного театра в 2010 году в партии принцессы в опере "Любовь к трём апельсинам" Сергея Прокофьева.

Помимо традиционного классического репертуара лирического сопрано, Юлия специализируется на современной опере и других формах вокальной музыки ХХ и ХХI веков. На ее счету много мировых, российских и американских премьер, таких как моно-опера Губаренко "Письма любви" (Карнеги Холл 2019), партия Электры в опере Штрауса «Электра» в версии моно-оперы (Австрия и Германия 2021), сопрано соло в оратории "Реквием по павшим" Дюбуа (Карнеги-Холл 2019) и многие другие.

Юлия выступала со многими признанными оперными организациями и концертными площадками, такими как Бильский Театр (Швейцария), Оперный фестиваль Ash Lawn (США), Opera Ischia (Италия), Оперный театр Dicapo в Нью-Йорке (США), Большой зал Московской консерватории, Московский Международный Дом Музыки и зал Зарядье (Россия), Vocal Productions NYC (США), театр Nova и Opera Camerata в Вашингтоне, округ Колумбия (США), зал Сметаны в Праге (Чехия) , Карнеги-холл в Нью-Йорке (США), Музикферайн и Венский концертный зал в Вене, Конгресс-Холл в Граце (Австрия) и многие другие.

Фон Мекк 1

Юлия Петрачук

сопрано


Александра Ковалевич

Меццо-сопрано

Родилась в Москве. Окончила Московскую Государственную Консерваторию им. П.И. Чайковского (класс народной артистки России профессора Ирины Масленниковой).

Александра участвовала в оперных постановках и концертах на известнейших сценах и в лучших концертных залах России (Большой зал московской консерватории, Московский Международный дом Музыки, Концертный зал Зарядье, Концертный зал имени Чайковского, Большой Театр России, Самарская опера, Магнитогорская опера, Нижегородская опера, Омский музыкальный театр), Эстонии (Фестивали Биргитта и Сааремаа, театр Ванемуине в Тарту, Таллинская филармония), Испании (Оперный театр Лисеу в Барселоне), Франции (Опера Масси), Италии (Театр Петрузелли в Бари), Украины (Киевская филармония), Литве (Филармония Вильнюса), Израиля (Театрон Иерушалаим, оперный театр Ашдода), Венгрии (Оперный театр Мишкольца). В репертуаре Александры множество известнейших арий для меццо-сопрано, романсов и песен, ансамблей и дуэтов, а также более 40 партий из опер, месс и ораторий.

С 2008 года и в настоящее время Александра Ковалевич - солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана, где она дебютировала в партии Розины («Севильский цирюльник» Россини) и продолжает петь ведущие партии для меццо-сопрано, обогатив год за годом свой репертуар множеством партий от Кармен (Бизе) до Азучены и Амнерис (Верди).

Фон Мекк 2

Александра Ковалевич

меццо-сопрано


Сергей Абабкин исполнит партию Чайковского на фестивале Приглушённые голоса
Сергей Абабкин примет участие в фестивале современной оперы Приглушённые голоса, продюсер Юлия Петрачук

Сергей Абабкин

Тенор

Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова (2017). С 2019 года обучается в Академии театра Ла Скала.

Лауреат Международного конкурса «Романсиада» (I премия, Москва, 2011), лауреат Международного конкурса им.А.Ло Форезе (II премия, Милан, 2018) и финалист Международного конкурса вокалистов им.Б.Франчи (2018, Пиенце).

В сезоне 2015/16 исполнил партии Дона Хозе («Кармен» Ж.Бизе) в Эрмитажном театре, Антонио («Обручение в монастыре» С.С.Прокофьева) на фестивале «Опера - всем» в Санкт-Петербурге, Герцога и Альфредо («Риголетто» и «Травиата» Дж.Верди), Лыкова («Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова), Ленского и Водемона («Евгений Онегин» и «Иоланта» П.И.Чайковского), а также Молодого цыгана («Алеко» С.В.Рахманинова).

С 2016 по 2018 годы работал в оперной студии Staatsoper Hamburg (Гамбург), где исполнил партии из опер «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, «Саломея» Р.Штрауса, «Диалоги кармелиток» Ф.Пуленка, «Лючия ди Ламмермур» Г.Доницетти, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Летучий голландец» и «Парсифаль» Р.Вагнера, «Мадам Батерфляй» Дж.Пуччини, «Воццек» А.Берга, «Прекрасная Елена» Ж.Оффенбаха, «Фиделио» Л.Бетховена, «Аида» Дж.Верди, «Миривейс» Г.Ф.Телемана.

В сезоне 2017/18 участвовал в постановках «Мусор, трус, злодей!» по опере «Волшебная флейта» В.А.Моцарта (партия Моностатоса) в Шанхае (Китай) и оперы «Богема» Дж.Пуччини (партия Родольфо) в городе Тэгу (Корея). Также партию Родольфо он исполнял в декабре 2018 года в Пловдивском национальном оперном театре (Болгария).

Участвовал в постановках театра Ла Скала - «Травиата» Дж.Верди (в партии Альфредо), «Хованщина» М.П.Мусоргский (в партии Кузька Стрешнев), «Мёртвый город» Э.Корнгольда (в партии Викторина).

Чайковский 1

Сергей Абабкин

тенор


Денис Седов

Бас

Денис окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Певческой капелле Санкт-Петербурга по классу хоровое дирижирование, а затем вокальный факультет в иерусалимской Академии музыки и танца им. Рубина. В 1993 году состоялось первое профессиональное выступление Дениса на фестивале в Людвигсбурге, где он спел концерт современной музыки с оркестром.


В 1995 году был приглашен для участия в Программе развития молодых артистов Линдеманна в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), где он стажировался 2 года у таких легенд оперы как Рената Скотто, Луи Килико, Режин Криспен, Карло Бергонци. В 1996 году по приглашению Джан Карло Менотти выступал на первым летнем фестивале в Сполето и через год записал первую пластинку «Ариодант» Генделя с Анне Софи фон Оттер на «Deutsche Grammophon». В том же году он спел свою дебютную партию в «Метрополитен-опера» в опере «Федора» Умберто Джордано вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи.


Широкую известность певцу принесло исполнение «Симфонии № 9» Бетховена на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр 1998 года в Нагано. Денис Седов пел с такими звёздами, как: Пласидо Доминго, Йо-Йо Ма, Пьер Булез, Риккардо Мути, Николай Гяуров, Джеймс Левайн, Курт Мазур, Сейджи Озава, Нани Брегвадзе. Певец сотрудничал с несколькими известными звукозаписывающими лейблами, такими как Deutsche Grammophon, Telarc, Naxos.

Чайковский 2

Денис Седов

бас


Оркестр

Lyrica Classic


Ариф Дадашев

Дирижёр

Родился в Москве в 1982. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу хорового и оперно-симфонического дирижирования. В разные годы был главным дирижером Рязанского музыкального театра, Камерного оркестра Центра Павла Слободкина. Занимал пост дирижера Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. С 2014 работает в театре «Московская оперетта», где в качестве музыкального руководителя осуществил ряд постановок.

С 2015 сотрудничает с Московским академическим симфоническим оркестром п/у Павла Когана, Московским камерным оркестром Musica Viva. В 2017 Ариф Дадашев дебютировал за пультом Российского национального оркестра, Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и Московского государственного симфонического оркестра. В этом же году вошел в состав дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра России.

В 2019 по приглашению Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля в рамках ежегодного Шаляпинского фестиваля осуществил постановку оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». В этом же году в качестве музыкального руководителя поставил балет Минкуса «Дон Кихот» в Силезской опере (Бытом, Польша) и оперетту Легара «Веселая вдова» в Мазовецком музыкальном театре (Варшава, Польша).

В настоящее время — дирижер Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Дирижёр

Ариф Дадашев


НАШИ КОНТАКТЫ

Есть вопросы? Пишите нам на WhatsApp!

Или на почту info@lyricaclassic.org

А ещё мы есть в ВКонтакте!