"Голова профессора Доуэля"
Театральная премьера
Татьяна Чудова "Голова профессора Доуэля" (1997)
Композитор, педагог, профессор Кафедры сочинения композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, лауреат Премии Ленинского комсомола СССР (1984), автор более 500 сочинений.
В 2024 году Татьяне Алексеевне исполнилось бы 80 лет. Фестиваль "Приглушённые голоса" посвятил свой первый сезон памяти этого выдающегося композитора и культурного деятеля!
"Голова профессора Доуэля" - Это фантастическая моно-мини-опера для бас-баритона и фортепиано, написанная в 2015 году по мотивам одноимённого рассказа российского писателя Александра Беляева, написанного в 1925 году, научно-фантастического романа ужасов.
Краткое содержание:
Профессор Доуэль — герой фантастического романа Александра Беляева. Персонаж выступает как жертва коварства и амбиций молодого хирурга Керна, который оживляет голову своего бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах, и использующего знания ученого в своих целях.
В опере мы становимся свидетелями последних моментов жизни головы Доуэля. Она лежит в лаборатории на стеклянном столе соединённая множеством трубок с баллонами и цилиндрами. Голоса Доуэля рассказывает свою трагическую историю, свою боль, издевательства Керна и свои чувства к молодому врачу Мари Лоран, которая была приглашена хирургом Керном в его лабораторию в качестве ассистентки. В конце произведения голова умирает.
Не пропусти наши спектакли и скидки только для наших подписчиков!
ИСТОРИЯ
Роман «Голова профессора Доуэля» появился в 1925 году. Первоначально автор опубликовал сюжет в форме рассказа, но затем дополнил произведение сюжетными линиями. Беляев не был создателем идеи возможности существования головы отдельно от тела. Так, в 1877 году писатель Эдвард Пейдж Митчелл опубликовал сочинение «Человек без тела». Кроме того, в романах «Доктор Лерн», автором которого выступил Морис Ренар, и «Кровавая» Гастона Леру была поднята эта тема.
Сам Александр Романович писал о том, что его научно-фантастический роман имеет много автобиографических моментов. В возрасте 35 лет у писателя начался туберкулез позвоночника. Страшная болезнь надолго приковала мужчину к постели. Из 6 лет борьбы с заболеванием 3 года Беляев провел в гипсе, не двигаясь, не ощущая своего тела. Выздоровление пришло в 1922 году и побудило автора передать пережитые чувства и эмоции на бумаге.
Писатель наделил героя особыми чертами характера, благородством и честью, представив подробное описание Доуэля после экспериментов Керна.
Кроме того, в литературоведении считается, что еще одним источником, побудившим советского классика создать невероятную историю, стал рассказ Анатолия Луначарского об экспериментальных методах профессора Алексея Кулябко. Луначарский описывал увиденное действо в Томском университете, когда ученый проводил опыт по оживлению отрезанной собачьей головы.
После выхода романа имя Александра Романовича стало широко известным в мире фантастики — писателя называли русским Жюлем Верном.
СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА
Парижский профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Его ассистентка Мари Лоран случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.
Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций — оживляет другие головы погибших людей, а также даёт одной из них новое тело, которое сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь.
Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, в которой при помощи изуверских методов превращают в настоящих сумасшедших.
Сын Доуэля Артур и его друзья отправляются в Париж, где с помощью другого художника, Шауба, устраивают вооружённый налёт на лечебницу и спасают Мари оттуда. В это время Керн, форсируя события, организует публичный показ своих работ по оживлению. Мари с друзьями приходит на показ и выступает с разоблачением. Несмотря на испорченный триумф, Керну всё же удаётся вывернуться. Обыск в клинике Керна, организованный полицией, ничего не даёт. Пытаясь найти отца, Артур Доуэль требует в полиции повторного обыска. В результате в обезображенной голове Мари Лоран опознаёт профессора Доуэля. Тот умирает на глазах сына, но успевает помочь окончательному разоблачению Керна. Следователь уводит Керна для допроса в кабинет, откуда вскоре раздаётся выстрел.
Авторы
Татьяна Чудова
Татьяна Алексеевна Чудова (16 июня 1944, Москва – 24 ноября 2021, Москва) – композитор, Лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской консерватории.
Родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского (класс проф. Ю.А.Шапорина и проф. Т.Н.Хренникова,1968, там же аспирантуру, 1970).
Т.Чудова активно работала практически во всех жанрах, много лет посвятила изучению традиций русского фольклора. Автор трех балетов, нескольких опер, в т.ч. оперы «На деревню дедушке» по Чехову, вокальной повести «Аэлита», монооперы «Голова профессора Доуэля», одноактной оперы в письмах «фон Мекк – Чайковский», пяти симфоний, композиций для хора (в т.ч. хоровой симфонии «Бородино» на стихи М.Лермонтова), инструментальных концертов, сочинений для оркестра народных инструментов, вокальных и камерно-инструментальных опусов.
Сочинения композитора постоянно звучали как в России, так и за рубежом.
В позднюю пору своей творческой деятельности Т. Чудова успешно работала в оперном жанре, осваивая новые литературные источники. Все ее премьеры звучали на ежегодном международном фестивале современной музыки «Московская осень». В 2018 г. композитор представила премьеру оперной трилогии по произведениям А. Грибоедова, И. Фонвизина и Н. Карамзина: «Чацкий. Откровение недоросля. Бедная Лиза». В 2019 г. композитор познакомила с новой премьерой трилогии моно-мини-опер по басням И.А.Крылова: «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». А в 2021 г. с еще одним моно-мини оперным циклом.
Елизавета Корнеева
Режиссёр постановщик
Елизавета работает с Красноярским государственным театром оперы и балета; Башкирский государственный театр оперы и балета; Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского; Московская независимая театральная труппа «Монтекки vs Опера»; Московский международный Дом музыки; Московский музыкальный театр «Геликон-опера»; Московский Академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (в рамках Фестиваля); Государственный академический Большой театр России (в рамках Фестиваля); Государственный театр Ганновера (Германия), Большой театр Женевы (Швейцария).
Номинант премии фестиваля «Золотая Маска» 2022, номинант премии «Онегин», победитель трёх Всероссийских конкурсов поддержки молодых режиссёров, проводимых Фондом культуры РФ. Победитель IV Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера», проводимого Дмитрием Бертманом. Участник творческой лаборатории молодых режиссерских проектов под руководством Александра Петрова.
В 2021 году Елизавета сотрудничала с Государственным театром Ганновера (Германия) и Большим театром Женевы (Швейцария).
Работает с независимой театральной компанией Montecchi vs Opera.
Режиссер-постановщик Фестиваля русской оперы в Тальцах (Иркутск).
Работает над постановками в Башкирском государственном театре оперы и балета, театре "Геликон-Опера" и Мариинском театре.
Варвара Тимофеева
Художник-постановщик
Изучала графический дизайн в Санкт-Петербургском государственном университете, где в 2012 году получила степень магистра.
После окончания Британской школы искусства и дизайна в Москве в 2015 году, где она изучала «Сценографию», начала работать с известными оперными и драматическими режиссерами и хореографами в разных театрах по всей России, и зарубежом.
В сезоне 2022/23 в Гамбургской Государственной опере создала сценографию для мировой премьеры оперы Сальваторе Шаррино «Венера и Адонис». А также разработала декорации и костюмы для оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».
Создавала декорации и костюмы для спектаклей, которые были поставлены в Электротеатре «Станиславский» («Пятно на стене» Вирджинии Вулф, 2017; «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса, 2019), Красноярском театре оперы и балета ("Ленинградская симфония" Шостаковича, 2020; современная опера «Марево», 2019), на Камерной сцене Большого театра («Иоланта» П.И. Чайковского, 2019), в Московской государственной консерватории (Линда К. Смита «Лицом на Юг», 2021), на Новой сцене Александринского театра (современный балет «В нейтрино», 2018) и многих других.
В качестве дизайнера работала в опере Вупперталя («Риголетто» Верди, 2017), Театре Наций («Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста, 2020).
Она является автором визуального оформления нескольких российских театральных мероприятий: фестиваля "Территория" (Москва, 2017-18), танцевального фестиваля Open Look (Санкт-Петербург, 2018), фестиваля "Метадрама" (Владивосток, 2021).
Ее работы были номинированы на популярные российские театральные премии, такие как «Онегин» и «Золотая маска».
Юлия Петрачук
Президент некоммерческой музыкальной организации "Лирика Классик", основатель фестиваля современной академической музыки "Распространяя новую музыку по миру" и фестиваля современной оперы композиторов-женщин "Приглушённые голоса", оперное сопрано и продюсер музыкальных международных проектов.
Юлия Петрачук является автором и продюсером фестивалей "Приглушённые голоса" и "Распространяя новую музыку по миру", а также основателем и арт-директором Lyrica Classic Entertainment.
Окончив с красным дипломом вокальный факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Бернский университет искусств в Швейцарии, Юлия дебютировала на сцене Бернского государственного театра в 2010 году в партии принцессы в опере "Любовь к трём апельсинам" Сергея Прокофьева.
Помимо традиционного классического репертуара лирического сопрано, Юлия специализируется на современной опере и других формах вокальной музыки ХХ и ХХI веков. На её счету много мировых, российских и американских премьер, таких как моно-опера Губаренко "Письма любви" (Карнеги Холл 2019), партия Электры в опере Штрауса «Электра» в версии моно-оперы (Австрия и Германия 2021), сопрано соло в оратории "Реквием по павшим" Дюбуа (Карнеги-Холл 2019) и многие другие.
Юлия сотрудничала со многими признанными оперными организациями и концертными площадками, такими как Бильский Театр (Швейцария), Оперный фестиваль Ash Lawn (США), Opera Ischia (Италия), Оперный театр Dicapo в Нью-Йорке (США), Большой зал Московской консерватории, Московский Международный Дом Музыки и зал Зарядье (Россия), Vocal Productions NYC (США), театр Nova и Opera Camerata в Вашингтоне, округ Колумбия (США), зал Сметаны в Праге (Чехия) , Карнеги-холл в Нью-Йорке (США), Музикферайн и Венский концертный зал в Вене, Конгресс_Холл в Граце (Австрия) и многие другие.
Состав
Денис Седов
Бас
Денис окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Певческой капелле Санкт-Петербурга по классу хоровое дирижирование, а затем вокальный факультет в иерусалимской Академии музыки и танца им. Рубина. В 1993 году состоялось первое профессиональное выступление Дениса на фестивале в Людвигсбурге, где он спел концерт современной музыки с оркестром.
В 1995 году был приглашен для участия в Программе развития молодых артистов Линдеманна в «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), где он стажировался 2 года у таких легенд оперы как Рената Скотто, Луи Килико, Режин Криспен, Карло Бергонци. В 1996 году по приглашению Джан Карло Менотти выступал на первым летнем фестивале в Сполето и через год записал первую пластинку «Ариодант» Генделя с Анне Софи фон Оттер на «Deutsche Grammophon». В том же году он спел свою дебютную партию в «Метрополитен-опера» в опере «Федора» Умберто Джордано вместе с Пласидо Доминго и Миреллой Френи.
Широкую известность певцу принесло исполнение «Симфонии № 9» Бетховена на церемонии открытия XVIII зимних Олимпийских игр 1998 года в Нагано. Денис Седов пел с такими звёздами, как: Пласидо Доминго, Йо-Йо Ма, Пьер Булез, Риккардо Мути, Николай Гяуров, Джеймс Левайн, Курт Мазур, Сейджи Озава, Нани Брегвадзе. Певец сотрудничал с несколькими известными звукозаписывающими лейблами, такими как Deutsche Grammophon, Telarc, Naxos.
Профессор Доуэль
Денис Седов
бас
Карина Погосбекова
Пианистка, сопродюсер проекта
Окончила Московскую Государственную Консерваторию, а затем аспирантуру по специальностям сольное фортепиано и концертмейстерское мастерство.
Работает концертмейстером на вокальном факультете, а также преподаёт концертмейстерское мастерство на кафедре концертмейстерского искусства Московской Консерватории.
Выступала со многими мастерами оперной сцены, такими как: Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Хибла Герзмава, Эрик Курмангалиев, Екатерина Губанова, Елена Максимова, Полина Шамаева, Максим Пастер, Ксения Дудникова, Ольга Селиверстова, Илья Селиванов, Михаил Гужов, Алексей Долгов и другими.
На протяжении 12 лет Карина Погосбекова была постоянным концертмейстером народного артиста СССР З.Л. Соткилава.
В 2015 году участвовала в премьере авангардной оперы М. Матюшина "Победа над солнцем" в театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина, а также в показе оперы на международном фестивале "Art Basel" (Базель, Швейцария).
В 2018 году принимала участие в мировой премьере оперы Ильи Демуцкого "Чёрный квадрат".
В качестве члена жюри работала на Международном конкурсе-фестивале "Возрождение" в категории "Искусство аккомпанемента" (Гюмри, Республика Армения, 2013, 2014, 2015), на конкурсе "Золотые таланты Содружества" (г.Железногорск, Россия, 2016) в номинации "Фортепиано”, на международном оперном фестивале "Cantofest" (Сетубал, Португалия, 2019), на первом российско-китайском вокальном конкурсе "Созвучие" (2021).
С 2019 по настоящее время - организатор и художественный руководитель фестиваля современной вокальной музыки "Музыка нашего времени".
Пианист
Карина Погосбекова