Фестиваль "Приглушённые голоса"

Сезон 2023-2024

Татьяна Чудова

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ

Мировая премьера

Среда

7 февраля в 19:00

Московский Дом музыки

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ >

Пятница

19 апреля в 19:00

ДК им. Добрынина, Ярославль

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ >


Не пропусти наши спектакли и скидки только для наших подписчиков!

Татьяна Чудова (1944 - 2021)

Композитор, педагог, профессор Кафедры сочинения композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ, лауреат Премии Ленинского комсомола СССР (1984), автор более 500 сочинений.

В 2024 году Татьяне Алексеевне исполнилось бы 80 лет. Фестиваль "Приглушённые голоса" посвятил свой первый сезон памяти этого выдающегося композитора и культурного деятеля!


"Русские женщины" (1997)

Музыкальная композиция Татьяны Чудовой в десяти зарисовках для двух солисток и фортепьяно на стихи Н. Некрасова, А. Пушкина и поэтов-декабристов о том, как княгини Трубецкая и Волконская поехали за мужьями в ссылку в Сибирь.


Содержание оперы описывает путь двух женщин с момента ареста их мужей-декабристов и до их свидания на каторге в Сибири:


1. Приговор

Женщины зачитывают приказ Николая Первого, о том, что их мужья приговорены к каторге в Сибири.


2. Свидание в Петропавловской крепости

Трубецкая добивается свидания с мужем в Петропавловской крепости. Она полна решимости мстить за мужа.


3. Прощание с сыном. Плач (колыбельная)

Волконская прощается с новорожденным сыном через трогательную колыбельную. Она просит её простить и понять, так как следуя за мужем, она прощается с ребёнком навсегда. Отказ от родных и всего имущества был условием царя в случае если жёны следовали за мужьями-декабристами в места отбывания сроков.


4. Дорога и 5. Восстание

Княгини едут в каретах по заснеженному полю и вспоминают свой город и край. Екатерина Трубецкая вспоминает свое счастливое, беззаботное детство, стремительный калейдоскоп балов в роскошном родительском доме, на которые съезжались лишь сливки общества. Перед глазами женщин встают сцены восстания декабристов, и как царь отдавал приказы палить по восставшим.


6. Диалог с губернатором

Губернатор Иркутска по приказу императора пытается отговорить Трубецкую от решительного шага и вернуть её обратно в Петербург. Но женщина непреклонна. Она готова к голоду и позору, но последует за мужем.


7. Кандальники

Слышен звон кандалов. Женщины представляют кровавую месть боярам и вельможам, а также царю.

8. Послание Пушкина

Звучат строки из стихотворения Пушкина "Во глубине Сибирских руд храните гордое терпенье, не пропадёт ваш скорбный труд и дум высокое стремление" - послание, которое поэт передал сосланным декабристам с А. Г. Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г.


9. Сибирь и 10. Встреча

Трубецкая рассуждает о русском народе и благодарит его за поддержку.

Волконская с волнением рассказывает о встрече с мужем на каторге и как она целовала его оковы.

Yulia Petrachuk performed Volkonskaya role in opera Russian Women as a part of the Muffled Voices Festival of contemporary opera by women-composers
Yulia Petrachuk performed Volkonskaya role in opera Russian Women as a part of the Muffled Voices Festival of contemporary opera by women-composers
Olga Nadezhdina performed Trubetskaya role in opera Russian Women as a part of the Muffled Voices Festival of contemporary opera by women-composers
Yulia Petrachuk performed Volkonskaya role in opera Russian Women as a part of the Muffled Voices Festival of contemporary opera by women-composers
Yulia Petrachuk performed Volkonskaya role in opera Russian Women as a part of the Muffled Voices Festival of contemporary opera by women-composers

О МУЗЫКЕ

«Композиторы рождаются для того, чтобы оставить плоды своего труда потомкам, стране и цивилизации» - Татьяна Чудова.

Татьяна Алексеевна считала ценным для композитора опираться на традиции и яркое новаторство – поиск новых интонаций, новых образов, гармоний, сочетаний диссонансов и консонансов. На этом основывалось её творчество. Чтобы проявлять новаторство, необходимо хорошо знать возможности инструментов, обладать неуемной фантазией и классическим образованием. Музыкальные критики отмечали, что при всей сложности музыкального языка и музыкальной ткани Чудовой везде прослушивается русская основа. Она приветствовала разумный авангард - яркий, неожиданный, образный, непредсказуемый. Но была категорически против, когда авангард переходил из сфер художественных в не эстетические формы и становился "неразумным".

Опера "Русские женщины" является одной из самых ранних опер композитора, написанной в 1991г. Опера основана на двух частях поэмы Некрасова "Русские женщины" и несомненно передаёт русский дух и мужество Княгинь, а также подчёркивает разнообразный характер женщин и их индивидуальные переживания по средством контрастирующих партий, даже в сценах-дуэтах.

ИСТОРИЯ

Поэма «Русские женщины» Некрасова посвящена женам декабристов, последовавшим вслед за ссыльными мужьями в Сибирь. Книга состоит из двух частей. Главной героиней первой части, написанной в 1871 году, является княгиня Екатерина Трубецкая. Вторая часть, в основу которой легли воспоминания княгини Марии Волконской, была завершена в 1872 году.

Авторская рукопись Некрасова имела иное название – «Декабристки», но писатель изменил его на «Русские женщины». Тем самым он хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность героинь, способных на великий подвиг самоотречения.


Декабрьское Восстание 1825 г. на Сенатской площади было организовано группой дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Его главной целью было свержение самодержавия, отмена крепостного строя, справедливых судов, равенства людей равенства людей всех сословий перед законом, принятие конституции и введение представительного правления.


Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.

Авторы

Татьяна Чудова

Татьяна Алексеевна Чудова (16 июня 1944, Москва – 24 ноября 2021, Москва) – композитор, Лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской консерватории.

Родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию им.П.И.Чайковского (класс проф. Ю.А.Шапорина и проф. Т.Н.Хренникова,1968, там же аспирантуру, 1970).

Т.Чудова активно работала практически во всех жанрах, много лет посвятила изучению традиций русского фольклора. Автор трех балетов, нескольких опер, в т.ч. оперы «На деревню дедушке» по Чехову, вокальной повести «Аэлита», монооперы «Голова профессора Доуэля», одноактной оперы в письмах «фон Мекк – Чайковский», пяти симфоний, композиций для хора (в т.ч. хоровой симфонии «Бородино» на стихи М.Лермонтова), инструментальных концертов, сочинений для оркестра народных инструментов, вокальных и камерно-инструментальных опусов.

Сочинения композитора постоянно звучали как в России, так и за рубежом.

В позднюю пору своей творческой деятельности Т. Чудова успешно работала в оперном жанре, осваивая новые литературные источники. Все ее премьеры звучали на ежегодном международном фестивале современной музыки «Московская осень». В 2018 г. композитор представила премьеру оперной трилогии по произведениям А. Грибоедова, И. Фонвизина и Н. Карамзина: «Чацкий. Откровение недоросля. Бедная Лиза». В 2019 г. композитор познакомила с новой премьерой трилогии моно-мини-опер по басням И.А.Крылова: «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». А в 2021 г. с еще одним моно-мини оперным циклом.

Читать интервью с композитором >

Татьяна Чудова

Композитор

Елена Арсеньевна Гулыга

Елена Арсеньевна Гулыга (1947 (1946), Москва (Берлин) – 2008, Москва) — дочь доктора философских наук Арсения Владимировича Гулыги и литературной переводчицы с немецкого А. Исаевой.

По паспорту Елена Гулыга родилась 1 января 1947 в Москве, но на самом деле – 29 декабря 1946 в Берлине, где служил старшим лейтенантом её отец. По законам того времени дети военнослужащих и работников посольств, родившиеся за рубежом, имели право на то, чтобы в качестве места рождения в документах была указана Москва. Заодно родители решили сделать её «на год моложе». В Россию она была привезена в возрасте одного года, и её первое детское воспоминание – домики в снегу и огоньки военного городка Лосинка.

Детство провела в подмосковном военном городке Лосинка, с 8-го класса жила в Москве. В 1965–1971 училась на романо-германском отделении филологического факультета МГУ (специализация – французский язык), в студенческие годы ездила в фольклорные экспедиции кафедры русского народного творчества. Первое стихотворение появилось в журнале «Огонёк», когда ей было 7 лет. Автор девяти книг для детей и двух для юношества, сборников стихов Белый май (М., 1983) и Жемчужный улов (М., 1994). Переводила поэзию с французского (Жан Расин, Луи Арагон, Морис Карэм, Клод Руа), немецкого, шведского, норвежского, финского, датского, стихи поэтов ближнего зарубежья. Перевела стихи детей многих стран мира на страничке «Кораблик» журнала «Пионер». Участвовала более чем в тридцати сборниках переводной поэзии. В 1979 была принята в Союз писателей СССР. Умерла 2 декабря 2008 (по другим источникам — 25 ноября 2008).


Елена Гулыга

Либреттист


Елизавта Корнеева примет участие в международном фестивале современной оперы
Елизавта Корнеева примет участие в международном фестивале современной оперы

Елизавета Корнеева

Режиссёр постановщик

Елизавета работает с Красноярским государственным театром оперы и балета; Башкирский государственный театр оперы и балета; Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского; Московская независимая театральная труппа «Монтекки vs Опера»; Московский международный Дом музыки; Московский музыкальный театр «Геликон-опера»; Московский Академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (в рамках Фестиваля); Государственный академический Большой театр России (в рамках Фестиваля); Государственный театр Ганновера (Германия), Большой театр Женевы (Швейцария).


Номинант премии фестиваля «Золотая Маска» 2022, номинант премии «Онегин», победитель трёх Всероссийских конкурсов поддержки молодых режиссёров, проводимых Фондом культуры РФ. Победитель IV Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера», проводимого Дмитрием Бертманом. Участник творческой лаборатории молодых режиссерских проектов под руководством Александра Петрова.

В 2021 году Елизавета сотрудничала с Государственным театром Ганновера (Германия) и Большим театром Женевы (Швейцария).


Работает с независимой театральной компанией Montecchi vs Opera.

Режиссер-постановщик Фестиваля русской оперы в Тальцах (Иркутск).

Работает над постановками в Башкирском государственном театре оперы и балета, театре "Геликон-Опера" и Мариинском театре.

Елизавета Корнеева

Режиссёр-постановщик

Варвара Тимофеева

Художник-постановщик

Изучала графический дизайн в Санкт-Петербургском государственном университете, где в 2012 году получила степень магистра.

После окончания Британской школы искусства и дизайна в Москве в 2015 году, где она изучала «Сценографию», начала работать с известными оперными и драматическими режиссерами и хореографами в разных театрах по всей России, и зарубежом.

В сезоне 2022/23 в Гамбургской Государственной опере создала сценографию для мировой премьеры оперы Сальваторе Шаррино «Венера и Адонис». А также разработала декорации и костюмы для оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Создавала декорации и костюмы для спектаклей, которые были поставлены в Электротеатре «Станиславский» («Пятно на стене» Вирджинии Вулф, 2017; «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса, 2019), Красноярском театре оперы и балета ("Ленинградская симфония" Шостаковича, 2020; современная опера «Марево», 2019), на Камерной сцене Большого театра («Иоланта» П.И. Чайковского, 2019), в Московской государственной консерватории (Линда К. Смита «Лицом на Юг», 2021), на Новой сцене Александринского театра (современный балет «В нейтрино», 2018) и многих других.

В качестве дизайнера работала в опере Вупперталя («Риголетто» Верди, 2017), Театре Наций («Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста, 2020).

Она является автором визуального оформления нескольких российских театральных мероприятий: фестиваля "Территория" (Москва, 2017-18), танцевального фестиваля Open Look (Санкт-Петербург, 2018), фестиваля "Метадрама" (Владивосток, 2021).

Ее работы были номинированы на популярные российские театральные премии, такие как «Онегин» и «Золотая маска».

Варвара Тимофеева

Художник- постановщик

Yulia Petrachuk, art director and president at Lyrica Classic Entertainment and Muffled Voices Festival
Yulia Petrachuk, art director and president at Lyrica Classic Entertainment and Muffled Voices Festival

Юлия Петрачук

Президент некоммерческой музыкальной организации "Лирика Классик", основатель фестиваля современной академической музыки "Распространяя новую музыку по миру" и фестиваля современной оперы композиторов-женщин "Приглушённые голоса", оперное сопрано и продюсер музыкальных международных проектов.

Юлия Петрачук является автором и продюсером фестивалей "Приглушённые голоса" и "Распространяя новую музыку по миру", а также основателем и арт-директором Lyrica Classic Entertainment.

Окончив с красным дипломом вокальный факультет Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Бернский университет искусств в Швейцарии, Юлия дебютировала на сцене Бернского государственного театра в 2010 году в партии принцессы в опере "Любовь к трём апельсинам" Сергея Прокофьева.

Помимо традиционного классического репертуара лирического сопрано, Юлия специализируется на современной опере и других формах вокальной музыки ХХ и ХХI веков. На её счету много мировых, российских и американских премьер, таких как моно-опера Губаренко "Письма любви" (Карнеги Холл 2019), партия Электры в опере Штрауса «Электра» в версии моно-оперы (Австрия и Германия 2021), сопрано соло в оратории "Реквием по павшим" Дюбуа (Карнеги-Холл 2019) и многие другие.

Юлия сотрудничала со многими признанными оперными организациями и концертными площадками, такими как Бильский Театр (Швейцария), Оперный фестиваль Ash Lawn (США), Opera Ischia (Италия), Оперный театр Dicapo в Нью-Йорке (США), Большой зал Московской консерватории, Московский Международный Дом Музыки и зал Зарядье (Россия), Vocal Productions NYC (США), театр Nova и Opera Camerata в Вашингтоне, округ Колумбия (США), зал Сметаны в Праге (Чехия) , Карнеги-холл в Нью-Йорке (США), Музикферайн и Венский концертный зал в Вене, Конгресс_Холл в Граце (Австрия) и многие другие.

Юлия Петрачук

Главный продюсер

Состав

Ольга Надеждина

Меццо-сопрано

Родилась в Москве. Окончила Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории по специальности «теория музыки» и Московский Государственный открытый педагогический университет имени М. А. Шолохова (отделение «вокал и музыкальная педагогика»).

Солистка Московского Синодального хора и Государственного академического московского областного хора имени А. Д. Кожевникова.

Приняла участие в исполнении оперы «Слепые» Л. Аэурбах в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (в рамках проекта «Лаборатория современной оперы» Василия Бархатова).

Исполнила партию меццо-сопрано в «Страстях по Матфею» митрополита Илариона под руководством дирижера Дмитрия Когана в Первом Волжском фестивале духовной музыки в Самаре.

В 2013 г. была отмечена на открытии Международного конкурса органистов им М. Таривердиева в Калининграде.

В 2012г. дебютировала в Большом театре в партии Мамки Ксении («Борис Годунов» М. Мусоргского).


Ольга является композитором и солисткой международного эстрадного проекта «Kontraltos Duet» и солисткой проекта трио Melody. Участник камерных концертов классической музыки на различных площадках Москвы, а также проектов и благотворительных концертов волонтерского движения «Теремок Надежд». Гастролировала с программами духовной музыки в Германии, Италии, Чехии, Ливане, Греции, Сербии, Хорватии, в также в городах России.

Трубецкая

Ольга Надеждина

меццо-сопрано


Yulia Petrachuk performs Rachmaninoff's The Bells at the Moscow House of Music
Yulia Petrachuk performs Rachmaninoff's The Bells at the Moscow House of Music

Юлия Петрачук

Сопрано

Юлия Петрачук является автором и продюсером фестивалей "Приглушённые голоса" и "Распространяя новую музыку по миру", а также арт-директором Лирики Классик.

Окончив вокальный факультет в Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Бернскую оперную студию в Швейцарии, Юлия дебютировала на сцене Бернского государственного театра в 2010 году в партии принцессы в опере "Любовь к трём апельсинам" Сергея Прокофьева.

Помимо традиционного классического репертуара лирического сопрано, Юлия специализируется на современной опере и других формах вокальной музыки ХХ и ХХI веков. На ее счету много мировых, российских и американских премьер, таких как моно-опера Губаренко "Письма любви" (Карнеги Холл 2019), партия Электры в опере Штрауса «Электра» в версии моно-оперы (Австрия и Германия 2021), сопрано соло в оратории "Реквием по павшим" Дюбуа (Карнеги-Холл 2019) и многие другие.

Юлия выступала со многими признанными оперными организациями и концертными площадками, такими как Бильский Театр (Швейцария), Оперный фестиваль Ash Lawn (США), Opera Ischia (Италия), Оперный театр Dicapo в Нью-Йорке (США), Большой зал Московской консерватории, Московский Международный Дом Музыки и зал Зарядье (Россия), Vocal Productions NYC (США), театр Nova и Opera Camerata в Вашингтоне, округ Колумбия (США), зал Сметаны в Праге (Чехия) , Карнеги-холл в Нью-Йорке (США), Музикферайн и Венский концертный зал в Вене, Конгресс-Холл в Граце (Австрия) и многие другие.

Волконская

Юлия Петрачук

сопрано


Карина Погосбекова, пианистка и сопродюсер проекта Приглушённые Голоса, окончила Московскую Консерваторию и сотрудничала с ведущими оперными певцами. Её музыкальное мастерство и опыт в концертмейстерстве внесли значительный вклад в успех фестиваля.
Карина Погосбекова, пианистка и сопродюсер проекта Приглушённые Голоса, окончила Московскую Консерваторию и сотрудничала с ведущими оперными певцами. Её музыкальное мастерство и опыт в концертмейстерстве внесли значительный вклад в успех фестиваля.

Карина Погосбекова

Пианистка, сопродюсер проекта

Окончила Московскую Государственную Консерваторию, а затем аспирантуру по специальностям сольное фортепиано и концертмейстерское мастерство.

Работает концертмейстером на вокальном факультете, а также преподаёт концертмейстерское мастерство на кафедре концертмейстерского искусства Московской Консерватории.

 

Выступала со многими мастерами оперной сцены, такими как: Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Хибла Герзмава, Эрик Курмангалиев, Екатерина Губанова, Елена Максимова, Полина Шамаева, Максим Пастер, Ксения Дудникова, Ольга Селиверстова, Илья Селиванов, Михаил Гужов, Алексей Долгов и другими.

На протяжении 12 лет Карина Погосбекова была постоянным концертмейстером народного артиста СССР З.Л. Соткилава.

В 2015 году участвовала в премьере авангардной оперы М. Матюшина "Победа над солнцем" в театре музыки и драмы под руководством Стаса Намина, а также в показе оперы на международном фестивале "Art Basel" (Базель, Швейцария).

В 2018 году принимала участие в мировой премьере оперы Ильи Демуцкого "Чёрный квадрат". 


В качестве члена жюри работала на Международном конкурсе-фестивале "Возрождение" в категории "Искусство аккомпанемента" (Гюмри, Республика Армения, 2013, 2014, 2015), на конкурсе "Золотые таланты Содружества" (г.Железногорск, Россия, 2016) в номинации "Фортепиано”, на международном оперном фестивале "Cantofest" (Сетубал, Португалия, 2019), на первом российско-китайском вокальном конкурсе "Созвучие" (2021).

С 2019 по настоящее время - организатор и художественный руководитель фестиваля современной вокальной музыки "Музыка нашего времени". 

Пианист

Карина Погосбекова



НАШИ КОНТАКТЫ

Есть вопросы? Пишите нам на WhatsApp!

Или на почту info@lyricaclassic.org

А ещё мы есть в ВКонтакте!